Как растут билингвы и их мамы

опыт мамы

Недавно моей доченьке Агате исполнилось 3 года, а для меня это почти 3 года ежедневного общения на английском языке. О том каких результатов мы достигли за это время и стоят ли они приложенных усилий я уже писала в прошлой статье. А сегодня я хочу подробнее рассказать о своём опыте, о том из каких шагов и ошибок состоял наш путь к искусственному билингвизму. 

Английский с пелёнок до ...билингвизма. Взлёты и падения.

Идея говорить со своим ребёнком на английском созрела у меня задолго до беременности и даже до замужества. В силу своей лингвистической профессии я получала много информации о билингвизме и всегда мечтала дать своему ребёнку возможность расти в двуязычной среде, возможность которой не было у меня в детстве. Сегодня английский очень прочно укоренился в нашей семье, но хочется оглянуться назад и рассказать как это было, какие трудности встречались в изучении английского с малышом и как находились пути их преодоления. Надеюсь эта информация поможет вам не опускать руки в трудные моменты.

Я начала разговаривать с Агатой по-английски почти с рождения, примерно с 1 месяца, так как этот первый месяц ушёл на налаживание быта с малышом и особенно грудного вскармливания.

Первая трудность с которой я столкнулась — психологическая. Чувствуешь себя жутко глупо и неуверенно, пытаясь разговаривать с ребёнком на неродном языке, отчасти это  элементарное незнание бытовых фраз и мамских словечек. Не хватало, например, ласковых слов, чтобы непринуждённо выразить эмоции. На помощь пришли детские потешки, которые я использовала во время массажа, это и стало нашим первым режимным моментом, который я регулярно (каждый день)  проводила на английском. Это сейчас я неплохо ориентируюсь в  видеоматериале для деток на youtube, а на тот момент я и не подозревала о существовании таких каналов как Intellidancing  или Rhymes and Giggles, где англоязычные мамы показывают и рассказывают как использовать потешки для проведения массажа и первых игр с грудничком. Так же отличную бесплатную подборку стихов и рифмовок для массажа подготовила на своём сайте Play-in-English моя коллега  англомама Ксения Михайлова.

В период с 6 до 9 месяцев английский у нас был в запущенном состоянии, отчасти из-за проблем с грудным вскармливанием и режущимися зубками. Я не разговаривала на нём неделями, лишь иногда заставляя себя.  И новая трудность с которой я столкнулась в этот период — неумение играть с ребёнком, неумение придумать игру по возрасту, всё таки игровой арсенал мамы в  этот период очень ограничен, а у меня он был никакой даже по-русски, а по-английски тем более. Все идеи, почерпнутые из интернета, были не по возрасту и соответственно у меня опускались руки от неумения заинтересовать ребёнка кубиками и пирамидками и весь наш английский сводился к стишкам. Но зато именно в этот период я выучила наизусть и  часто проговаривала в режиме мама-радио много классических английских потешек (nusery rhymes). Один из крупнейших ресурсов, где можно познакомиться с детским фольклором сайт Bussongs. Там вы найдёте не только тексты стихов, но также аудиодорожки и видеоролики к ним. Среди фаворитов у дочки были стихи под которые можно летать и раскачиваться на руках у мамы.

Например, вот так мы играли в Шалтая-Балтая (Humpty-Dumpty): мама держим малыша под коленками спиной к себе и раскачивает в разных направлениях в такт стиха, а ребёнок как бы сидит на руках.

Считалочка про мышку и часы Hickory-dickory-dock: мама раскачивает малыша на вытянутых руках или держа под мышки как маятник часов, а также щекочет когда в тексте стихотворения пробегает мышка и  хлопает в ладоши, отбивая удары часов.

К самым первым играм для малышей относятся также, так называемые игры на коленях (Lap play / Knee bounce rhymes), когда мама сопровождает ритмичное качание стихами. Источник вдохновения здесь.

Самая простая, но в тоже время самая весёлая и любимая малышами игра, в которую играют даже самые ленивые родители — это «КУ-КУ», а в английском варианте Peek-a-boo. Моя дочка до сих пор в неё с удовольствием играет по утрам, прячась под одеяло. Пожалуй потенциал и вариации на тему этой игры достойны отдельной статьи.

  • Where's my baby? Where's mummy? Peek-a-BOO
  • I can't see you. Peek-a-boo!
  • Where are you? Peek-a-b00!

Может показаться, что предложенные потешки достаточно сложны для восприятия малышами и для заучивания родителями, но главная ценность вышеописанных игр не в содержании текстов (их ребёнок оценит позже), а в том, что они вызывают у малышей положительный эмоциональный отклик, а говоря проще заливистый смех. Это ли не лучший фундамент для того, чтобы английский язык и культура полюбились на всю жизнь.

9 месяцев — 1 год: Конечно с помощью одних только стихов  язык не выучишь, для полноценного общения необходимо погружение в повседневную бытовую лексику (exposure). Для меня это был переломный момент, когда я осознала потребность не просто увеличить продолжительность времени на английском (exposure), но  и превратить его в стойкую привычку. И главная трудность заключается в том, что невозможно вдруг в один день свободно заговорить на иностранном языке на любые повседневные темы, даже если вы хорошо знаете язык. Здесь очень помогает метод интаймов (entime), когда родители учатся озвучивать и комментировать режимные моменты на английском, сосредотачивая внимание на какой-то 1 бытовой теме. Например, в течении недели используем английский за столом или во время купания. Так постепенно и последовательно можно перевести на английский хоть весь свой день. Готовые режимные глоссарии можно найти на портале Солнышко (автор Оксана Сорока) и в книге «Английский с пелёнок.» Сам термин entime (английское время) появился в курсе «Английский с пелёнок» от компании Умница. Хотя сам курс вызывает много сомнений и вопросов, его материалы также могут послужить базой для организации общения на повседневные темы, его можно найти в свободном доступе на трекерах.

Третья трудность

По настоящему регулярными  наши занятия стали с 1 года и самая большая трудность в этот период  - научиться не зацикливаться на результате, ведь именно в это время родители начинают ждать первых слов от малыша. Я психологически была готова к тому, что дети-билингвы начинают разговаривать чуть позже, примерно в возрасте 2 лет, но Агата в этом смысле удивила и порадовала меня, начав пачками выдавать русские слова в 1 год 2 месяца, но английский в этот период себя ещё не проявлял в активной речи. Приятно читать сейчас дневниковые записи, которые я вела на тот момент:

октябрь 2013г., 1 г. 4 м.:

Первые английские слова zip-zip, yum, boy.

Наши первые успехи в освоении английского языка: танцевала под песенку «Clap, clap, clap your hands», самостоятельно показывая все движения (clap your hands, stamp your feet, touch your ears, shake your hands)

Умеет показывать nose, mouth

Этот первый очевидный результат напрямую связан с моими первыми попытками организовать тематические занятия и игры на английском языке (на помощь пришли материалы сайта englishclub.com). Так, например, повторение английских слов у нас начались не с существительных,  называющих предметы, а с глаголов движения из песенок (clap, shake, stamp). Пассивный словарь (т. е. понимание речи) хорошо развивается при ежедневном бытовом общении, но активную речь, по наблюдениям за моим собственным ребёнком, двигают именно игры, в которые ребёнок эмоционально вовлечён. Сейчас, когда дочка уже хорошо говорит на обоих языках, я  научилась находить баланс: количество времени на иностранном языке можно компенсировать качеством (т. е. проводить на английском не очень много времени, но зато проводить его интересно) и наоборот (даже если у мамы заканчивается энергия или время для игр, погружение в язык осуществляется за счёт бытового общения).

 Игры на английском.

Игры на английском — это наш особый мир, наполненный яркими эмоциями и открытиями. Когда Агате было 1г. 7м. мы начали заниматься по тематическим конспектам в клубе EnglishonOK Дарьи Поповой и до сих пор остаёмся его верными поклонницами. Благодаря клубу к нашему английскому общению добавились очень интересные развивающие занятия, именно здесь я как мама совершенствуюсь в умении играть с ребёнком. Больше всего моя дочка любит активные игры (прятки, догонялки) и песенки с движениями. Также в нашем игровом арсенале обыгрывание книг и мультфильмов, настольные игры, творчество, ролевые игры, праздники и эксперименты на английском языке.

Всё это становится возможным благодаря безграничным видеоресурсам  Youtube. Возможность собирать и систематизировать по темам видео  - мой главный инструмент для создания языковой среды, наряду с книгами, мультфильмами и радиопередачами BBC School radio. Приглашаю вас заглянуть на наш канал Yuotube, где собрано множество песенок, потешек, тематических видео, которые нравятся моей дочке и наверняка помогут разбудить интерес к английскому у ваших деток. Там же мы делимся  домашними видео,  в которых можно посмотреть как проходят наши английские игры.

Наверняка у многих возникают вопросы о том, как именно развивается речь у ребёнка, погружённого в 2 и более языков. Стоит ли бояться смешения и как его преодолеть? Но это тема уже отдельной статьи.

А как вы организуете погружение ребёнка в английский? Поделитесь в комментариях своим опытом или задайте интересующие вопросы.

P.S.

Как гласит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий.» Желаю вам побольше вдохновения и поменьше ям и кирпичей на пути освоения английского вместе с ребёнком. А помочь в преодолении трудностей может коучинг в изучении и обучении иностранным языкам от Анастасии Борисовой.

Понравилась статья? Возможно она будет полезна вашим знакомым.

Пожалуйста,поделитесь ссылкой в соцсетях

6 comments

    • Вы имеете ввиду продукт от компании «УМНИЦА»? Он хорош для родителей с базовыми знаниями языка, как опора для начинающих, но на мой взгляд сейчас в сети можно найти в свободном доступе огромное количество материалов отличного качества, даже гораздо лучше чем английский с пелёнок. Ещё по секрету скажу его можно скачать на торентах.

  1. Ирина says:

    Комплект Английский с пеленок все-таки дает очень хорошую базу, захвачены основные темы. И очень важно, ребенок сразу слышит применение английских слов. Вот просто слова учить я считаю бесполезным. Язык должен быть живым.

    • Согласна, что даёт базу. Мы с дочкой, да и все мои знакомые, занимающиеся английским с пелёнок не учим списки слов, а именно живём на английском, так что речь более чем живая. Просто я считаю, что бесплатные глоссарии, которые можно найти в интернете по качеству не уступают, а многие даже превосходят комплект от умницы (ошибки или неточности там имеются). Как база для начинающих родителей с базовым или нулевым уровнем языка он очень хорош, но если вы лингвист, то ваш уровень языка он точно не повысит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *